Мне 16 лет. Учебный год только начался, а я снова прогуливаю школу. Просто мне неинтересно учиться. Уже определился с профессией, и меня бесят все эти втирания учителей, что в жизни из меня ничего не выйдет, если я не буду знать географию. Время покажет, кем я стану… На уроки хожу только для аттестата, и хороших воспоминаний у меня от школы точно не останется, как нет сейчас никакого желания туда ходить.
Игорь, Самарская обл.
Школа для ребенка — один большой стресс
Очень многие дети не хотят ходить в школу. То, что родителям иногда кажется простой ленью, на самом деле чаще всего оказывается серьезной проблемой. По каким-то причинам школьник перестает получать в школе то, что ему нужно: интересную информацию, хорошие оценки или просто общение с одноклассниками. Заканчивается это неврозами. Чаще всего они появляются именно в школьные годы чудесные. По мнению психологов, школа для ребенка вообще один большой непроходящий стресс: огромный объем информации, непомерные домашние задания, постоянное ожидание оценки или вызова к доске — это неполный список того, что влияет на нервную систему ребенка. Добавьте к этому уроки, которые начинаются в 8.00, что особенно «приятно» зимой, когда на улицах еще горят фонари; сложные отношения со сверстниками и классной руководительницей, которая систематически унижает ребенка, — и вы поймете, насколько совсем по-взрослому устают наши дети — и морально, и физически.
Что делать и кто виноват?
Все школьные проблемы можно поделить надвое: одни связаны с учебой, вторые — с умением вашего ребенка мирно жить в школьном коллективе. Если в первом случае можно хоть немного разобраться, то второй — область загадочная, редко поддающаяся здравому смыслу. Разберемся во всем по порядку.
Первая проблема связана с учебой
Уважаемые родители, психологи считают, что дети не могут адаптироваться к школе, потому что не понимают, зачем им учиться. Значит, вы плохо им объяснили. Если программа сложная и справиться с ней удается не каждому, то не нужно требовать от своего школьника только пятерки. Если вы сами были отличником, необязательно, что и ваш ребенок должен быть таким же: дети все понимают буквально, они на полном серьезе могут решить, что вы их не любите, если ругаете за двойку. И последствия могут быть самыми неожиданными. Наконец, детям нужно просто дать возможность полноценно отдыхать, иначе они себе этот отдых устроят сами — в виде прогулов.
Вторая проблема — общение
Речь идет о взаимоотношениях между сверстниками, учителями, директором, охранником… И еще неизвестно, кто более жесток — дети, которые делают гадости по глупости, или учителя, унижающие своих подопечных, — невозможно сказать почему. Школа — это закрытая организация. Правду о том, что там происходит, вам может сказать только ребенок. И все советы, которые даются психологами, могут быть только очень приблизительными: даже при внешней схожести все случаи разные.
И ни в коем случае не пускайте все на самотек, иначе сам ребенок может подумать, что родителю его проблемы безразличны и ему придется выкарабкиваться самостоятельно. А он должен точно знать, что за ним сила — то есть вы. Вы его понимаете и любите независимо от того, какую оценку он получил и как к нему относятся учителя. Ведь бороться со школьной системой не просто сложно, а фактически невозможно. Родителям остается только изменить свое отношение к происходящему и ждать, когда же, наконец, закончится учеба.
И. Н Комкова, школьный психолог