Семь малоизвестных фактов об авиаперелетах.
Пилоты спят за штурвалом. Да, вы не ошиблись. Им официально разрешено спать на рабочем месте, если перелет длится больше трех часов. Такое правило действует в авиакомпаниях США, Канады, Великобритании, Индии и других стран. Спать может только один пилот и только когда самолет не меняет направление полета, не снижается и не поднимается выше. В течение взлета и посадки оба пилота обязаны бодрствовать. Другие члены экипажа должны каждые 20-30 минут проверять, не задремал ли другой летчик. Считается, что даже короткий сон повышает внимательность и работоспособность пилотов.
«Жареный воздух». Откуда в салоне воздух? Ведь на высоте 10 километров воздух разрежен настолько, что им невозможно дышать, а температура за бортом опускается ниже 50°С. На самом деле воздух отбирается прямо из раскаленного двигателя. Он нагрет до плюс 500°С. Часть его идет на самолетные нужды, часть отправляется в кондиционер, после того как его охлаждают и прогоняют через несколько фильтров. Так что пассажиры по большому счету дышат «жареным» воздухом из реактивного пекла.
Кислородных масок хватит только на 15 минут. Перед полетом симпатичные стюардессы рассказывают о том, как в случае разгерметизации салона воспользоваться кислородными масками. Однако при этом не говорят, что они рассчитаны только на 10-15 минут. Этого времени должно хватить пилоту, чтобы снизиться до безопасной высоты и направиться к ближайшему
аэродрому для приземления. Кстати, у пилотов стоит отдельный баллон с кислородом, которого хватает надолго.
При посадке рано аплодировать. Традиция выражать свой восторг по поводу благополучного приземления бурными аплодисментами преждевременная. Они, как правило, раздаются, когда шасси самолета касаются взлетно-посадочной полосы. Но мало кто догадывается, что именно в этот момент начинается одна из самых опасных фаз полета. Представьте только: вы аплодируете, когда 200-тонная махина несется по бетонке со скоростью почти 300 км/час! Именно на этом этапе случается каждая третья авиакатастрофа.
Летчики едят разную пищу. Если командир воздушного судна выбирает курицу, то второму пилоту придется довольствоваться рыбой. Это сделано для того, чтобы не допустить пищевого отравления. Если один летчик выйдет из строя, второй сможет посадить самолет.
О спасательных жилетах. Бывают случаи, когда самолет совершает посадку на воду. Надувной жилет должен быть под каждым пассажирским сиденьем. Но в последнее время нечистоплотные на руку пассажиры все чаще прихватывают с собой спасательные жилеты в качестве сувениров. Например, в аэропорту «Шереметьево» каждую неделю совершатся 2-3 такие кражи. А между прочим, за это можно сесть на 2 года. Устраиваясь в кресле перед полетом, проверьте наличие жилета. Если его нет, обязательно сообщите об этом проводнику.
Воду из-под крана в самолете нельзя пить ни в коем случае. Утолять жажду без опаски можно только той водой, что налита из бутылки. Резервуары лайнера заполняют во многих аэропортах мира, но не во всех странах водопроводная вода является питьевой. В ней может быть кишечная палочка и другие болезнетворные организмы.