Слышь, водитель? Ты в порядке?

В тот день трое моих друзей разбились насмерть по дороге в горы из-за того, что все в машине уснули, включая водителя. Это письмо для тех, кто вынужден часто садиться за руль или отправляется в длительную поездку. Писал ночью. Долго размышлял, вспоминал своих погибших друзей… Люди, хочу вас предостеречь от такой беды.

Семечки взбодриться не помогут

slysh-voditelКогда разбивается незнакомый человек, думаешь: «Наверное, парень был неопытный или слишком самоуверенный. Со мной такое точно не случится». Но мои друзья последние 10-15 лет чуть ли не каждый месяц постоянно гоняли то в горы, то на море. Наматывали тысячи километров без остановок. Они старались вообще не садиться за руль в сонливом состоянии. Поверить невозможно, что кто-то из них мог банально заснуть. И тем не менее это случилось. Всего лишь один раз, но хватило всем троим. Не могу сказать, что я умнее или опытнее кого-то из них. Возраст, опыт и манера вождения у нас у всех плюс-минус одинаковые. Значит, и я мог точно так же оставить свои мозги на подголовнике… И это заставляет задуматься. У меня было немало разных способов взбодриться в дороге: кофе, семечки, энергетики, прогулки, зарядка… Но тут я понял, что ни один из этих способов не может гарантировать безопасность. Ведь вот в чем парадокс: все это не что иное, как способы продолжить движение.

А как понять, что пора остановиться?

Народная мудрость «Устал — отдохни», которую мы слышали миллионы раз, не годится. Что значит устал? Когда усталость еще можно спокойно перетерпеть, а когда уже точно пора на обочину? У меня на эти вопросы теперь есть ответ: лучше до такого состояния вообще себя не доводить. Я разработал пять признаков усталости. Если ты сидишь за рулем и появился хоть один из них, а сменить тебя некому, съезжай на обочину и поспи, потому что дальше ехать нельзя. Итак… Как определить, что мозг уже отключается

  • Замечаете момент моргания. Это самый явный критерий. Попробуйте вспомнить момент, когда вы последний раз моргнули? То-то же! Дело в том, что в обычном состоянии человек совсем не замечает момент, когда моргает. Это происходит так быстро, что просто не обращаешь на это внимания. Но когда это становится явным, речь уже идет не об обычном моргании, а о начале отключения мозга. Немедленно на обочину!
  • Обманы зрения. Водитель не сразу определяет, что именно он видит перед собой. То ли это фигура, то ли столб, то ли тень… Издалека это кажется одним, а приближаешься — оказывается совсем другим или исчезает вообще. Это пограничная стадия: глаза еще открыты, но мозг уже не успевает обработать всю поступающую информацию. Еще пара минут, и сознание отключится.
  • Зрение не успевает фокусироваться. Я пробую перевести взгляд с дороги на приборы и тут же вернуть его обратно на дорогу. Какой там был километраж? Еще раз: мгновение на приборы — и снова на дорогу. В нормальном состоянии зрение успевает перестроиться, и все прекрасно видно. Но если засыпаешь, то взгляд становится стеклянным. Глаза не успевают адаптироваться к условиям. Становится невозможным окинуть приборы одним беглым взором и тут же считать нужные показания.
  • Лень напрягать мозг. Попробуйте умножить 18 на 3. В нормальном состоянии это не проблема. А вот засыпающему человеку это не то чтобы сложно… Ему это на фиг не нужно. По той же причине лень разговаривать. Ведь для этого надо напрягаться, держать в уме нить разговора, подбирать слова. Кстати, любое словесное общение нагружает мозг, поэтому, во-первых, кто болтает — тот не уснет, а во-вторых, если в салоне повисла тишина, значит, скоро всех срубит сон. В этот момент тоже пора останавливаться, хотя кажется, что можно еще ехать. У моих ребят так и произошло (по регистратору): сперва повисла тишина в салоне, а через некоторое время — авария. Кстати, сильнее всего бодрит не просто пустая болтовня, а беседы на какие-то волнующие темы, будь то секс или политика. Так что запасаемся на дорожку актуальными темами.
  • Мелкие нарушения. Два-три раза подряд забыл переключиться на ближний? Пора спать. Не можешь вспомнить последний дорожный знак? А предпоследний? Никак? Спать! Остановился на мигающий желтый? На зеленый? Ну, вы поняли…

Как проверить, до какой степени водитель устал?

Бесполезно его спрашивать: «Слышь, ты в порядке?» Ответ всегда будет один и тот же: «В порядке». Вместо этого надо задать ему вопросы, которые требуют обдумывания или внимательности. Например: «А где мы сейчас? Что за населенный пункт?» или «Сколько нам еще осталось до…» А лучше что-то более сложное, вроде: «Как ты думаешь, что лучше подарить (имя общего друга) на день рождения?» Если ответы покажутся слишком простыми или неадекватными — пора меняться. Еще можно начать с водителем о чем-то спорить. Во время жарких дебатов уснуть невозможно чисто физически, проверено.

И еще запомните: мозг не выключается сразу, он выключается постепенно. Как зависающий компьютер: сперва работает на 100%, потом на 50, потом на 25, а потом бац — уже висит. Подвох еще в том, что вместе с притуплением сознания притупляется и чувство страха. То есть ты, как здравый человек, понимаешь, что засыпаешь. Ты уже фактически на волосок от смерти. Но тебе в этот момент вообще не страшно! Потому что мозг-то уже почти спит.

Единственный вариант, в котором я уверен на все 100%, — езда с напарником и постоянными беседами. Не столько для того, чтобы оставаться бодрым, сколько для того, чтобы постоянно контролировать друг друга: разговор затих — оба спать! Отступать от этого правила — смертельно опасно! Берегите себя!

Олег Радул, Московская обл.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

восемь + 18 =