Иногда только вмешательство взрослых мешает детям покалечить друг друга. Как должны вести себя мудрые родители?
Они не кричат. Это трудно, но родитель не должен идти на поводу у эмоций. Чувствуете, что заводитесь? Разведите дерущихся детей по разным комнатам. Смена обстановки для бойцов — как ведро холодной воды на голову. Успокойтесь сами на нейтральной территории, а потом приступайте к разбору конфликта. Можно даже уйти из дома (если, конечно, драка не слишком серьезная и не требует немедленного вмешательства). Дети чувствительны к родительским демаршам, если ими не злоупотреблять.
Не выясняют, кто первый начал. Это бесполезно. Дети будут сваливать вину друг на друга, и вы утонете в бесконечных препирательствах. Если уж наказывать, то всех участников драки.
Не обвиняют. Даже если уверены в своей правоте. Не стоит устраивать судилище. Задача родителей — помочь детям договориться. Быть переговорщиком непросто, потребуются холодная голова и сочувствие обеим сторонам. Запаситесь любовью и терпением.
Не считают, что все само наладится. Конечно, с мелкими недоразумениями дети сами разберутся. Это им даже на пользу — так нарабатывается социальный опыт. Но полагать, что дети разрулят любые конфликты, не стоит. Они еще слишком малы, не умеют сочувствовать и сопереживать и поэтому могут быть очень жестокими. Неразрешенные детские проблемы способны отравить дальнейшую жизнь.
Не делают плохо ребенку. Если уж дошло дело до наказания, то помните о том, что лучше лишить ребенка хорошего, чем сделать ему плохо. Лучше не почитать на ночь, не поиграть, чем накричать и отшлепать. Наказывать ребенка можно, но наказание ни в коем случае не должно быть унизительным и не должно проходить на глазах у других людей.
Хвалят детей, когда те сами нашли выход из ситуации. Главное в семье — дух сотрудничества, взаимная поддержка и терпимость. Чтобы дать выход агрессии, научите детей рисовать шаржи друг на друга. И установите правила: например, драться нельзя, обзываться нельзя, подшучивать можно. Здоровое чувство юмора способно решить многие проблемы.
С. Глебова, детский психолог