Уже личность!

С рождения до полутора лет

Ребенок проживает самый удивительный этап жизни: в это время закладывается доверие к большому миру, в который он попал. Как себя вести:
* чаще улыбайтесь. Не бойтесь переборщить с улыбками и радостными мгновениями: сейчас вы должны показать ребенку, что он не зря появился на свет, что он желанен здесь и любим;
* общайтесь с малышом, даже если он еще не готов отвечать вам. Те дети, с которыми мало общаются в детстве, вырастают с заниженной самооценкой: боятся заговаривать первыми, замыкаются в своем мирке;
* не сюсюкайте. Сюсюканье формирует первый комплекс неполноценности: «Между собой они так не разговаривают».

С полутора до 4 лет

В этот период у ребенка зарождается осознание собственного «я». Малыш уже понимает, что он — не часть мамы или папы, а самостоятельное существо. Послушный, домашний кроха все чаще кажется несносным, неуправляемым. Все объясняется очень просто: дитя пробует мир на прочность. Как себя вести:
* не стесняйтесь быть ни чересчур нежными, ни излишне строгими. Наоборот, чем с большей гаммой эмоций познакомится ваше чадо в этот период, тем лучше. Поясняйте, почему одно вам нравится, а другое расстраивает или сердит;
* реагируйте на малыша как на взрослого. У него так называемый кризис трех лет. «Как отреагирует мама, если я буду валяться на полу и кричать? Что скажет папа, если я вымажусь в грязи?» — примерно так рассуждает невинный ангелочек. Ну а вы недоумевайте, задавайте вопросы, уходите от конфликта, обижайтесь и возмущайтесь в меру. Но ребенок должен сталкиваться со здоровой, а не с наигранной реакцией родителей.
В этом возрасте «звездная болезнь» формируется очень быстро, поэтому родители не должны:
* перехваливать. Если с ребенком занимались и научили читать в два года, не бравируйте этим. Если он самостоятельно научился строить башню из кубиков, замечательно. Не «подсаживайте» ребенка на похвалу, если не хотите сформировать у него комплекс отличника;
* если малыш гибкий, ему легко дается физическая нагрузка, не стоит хвалить за очередную покоренную высоту. Максимум, что вы можете сказать: «Ух ты, как ты сегодня прыгнул!» И никаких «Ты лучше всех!»

С 4 лет до школы

Вплоть до школьной скамьи ребенок живет под девизом: «Я такой, как обо мне говорят окружающие». Первые четкие представления о том, что он — человек, сформировались, а сейчас ребенок принимает решение, каким человеком он станет. Сегодня он летит спасать мир, как Супермен, а завтра может тихо играть, как зайчишка под кустом. Это вполне объяснимо: ребенок примеряет на себя разные роли, выбирая, в какой ему наиболее комфортно. Как себя вести:
* помогите с поиском себя. Конечно, если он которую неделю размахивает игрушечным автоматом и грозится взорвать заложников-кукол своей сестры, стоит поговорить с ним о том, какое зло несет миру терроризм и чем он опасен. Но не запрещайте эти игры. Вспомните про самый запретный плод. Лучше помогите ребенку найти себя: пусть пробует стать художником (рисует) или спортсменом (идет на стадион), поиграйте в доктора;
* не усложняйте правила поведения. Если сегодня нельзя лезть на дерево, значит, нельзя никогда. Будьте последовательны;
* не душите инициативу. Если ребенок хочет вам помогать, с радостью принимайте его в свои дела (даже в ущерб чистоте пола на кухне!). Пройдет еще 1–2 года, и о помощи вам придется упрашивать ребенка. Поэтому пользуйтесь моментом сейчас.

Школьники

Ребенок отличается здоровым чувством юмора, охотно общается, идет на контакт со сверстниками и со взрослыми, обижается только по делу, не боится проигрывать, искренне радуется своим победам. Но, к сожалению, по наблюдениям психологов, таких детей с каждым годом все меньше. Родители, сами того не подозревая, травмируют самооценку ребенка в дошкольном возрасте, либо завышая ее, либо уничижая. Как себя вести:
* будьте осторожны с похвалами. Не хвалите за то, что ребенок умеет делать не первый день! Если он хорошо решает примеры по алгебре, то для него это естественно. А если победил на математической олимпиаде, то можно устроить семейный праздник;
* перестаньте сравнивать с другими. Когда ваш мальчик наконец после пяти часов активных просьб сделает уроки, даже не очень хорошо, похвалите его. Пускай ваша похвала выглядит комично, она будет честной: «Молодец, вчера сделал 20 ошибок, а сегодня только 15!» Главное правило: ребенка можно сравнивать только с ним самим;
* за проступки ругайте не самого ребенка («Ах ты растяпа, бестолочь»), а его провинности. Запомните: это не он плохой, а плох его поступок! Учитесь осуждать дела, а не человека. Не забывайте: любой человек имеет право на ошибку.

И. Н. Шептухин, детский психолог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

один × два =