Об аутизме

Эти дети никогда не смотрят в лицо другому человеку, любым способом избегают общения с людьми. И, кажется, совсем не слышат, что им говорят.

 

Четырехлетний Роман – крепкий, хорошо развитый ребенок – стоит у окна и, не отрываясь, смотрит в пространство. Но впечатление такое, что он ничего не видит. Мать, отец, сестра, бабушка не могут никакими силами пробиться в его отгороженный мир. Он просто никого не замечает, никому не смотрит в глаза, а как-то мимо.

Вдруг со звериным криком Роман отрывается от окна, мчится к стене, ловко лавируя между разбросанными на полу детскими игрушками. Очутившись у стенки, он умолкает и начинает двумя ладонями интенсивно стучать. Затем падает на пол, на спину, изгибается так, что лежит на затылке и на пятках, поднимает руки вверх, машет кистями рук и смеется, радуясь чему-то своему. Отсмеявшись, легко поднимается и мчится к столу. Берет стетоскоп, всовывает трубочки в свои уши и прикладывает стетоскоп к маминой груди. Прикладывает очень правильно, прямо-таки профессионально (за день до этого он видел, как прослушивали сердце его бабушки). Тогда казалось, что Роман не обращал на это никакого внимания. Но он запомнил все мельчайшие подробности врачебных манипуляций и ставит стетоскоп на все точки последовательно, в том же порядке. Закончив обследование, не встречаясь ни с кем глазами, аккуратно складывает стетоскоп и снова занимает свою позицию у окна.

Когда приходит мама с работы, он не замечает ее, не радуется ее приходу. На звук открывающегося холодильника идет на кухню, садится за свой столик, выбирает вилкой из салата кусочки помидора. Если ему подать помидоры отдельно, он к ним не притронется. Из хлеба выщипывает мякоть, скатывает в шарики и отправляет их в рот. Супы, каши не ест ложкой сам, не разрешает кормить себя с ложечки. Попив водички из хрупкой чашки, очень осторожно ставит посуду на место. Никогда ничего не разбил, ничего не испортил.

По телевизору очень внимательно просматривает любую рекламу, больше его ничего не интересует. От мультиков и других передач равнодушно отворачивается. Время от времени постукивает по любым предметам, включает и выключает свет, издает истошные крики, закусывает правую ладонь и мечется по комнате.

Выводят погулять его ранним утром, крепко придерживая за руку, иначе умчится, не зная куда. За полуторачасовую прогулку его ничто не заинтересует – ни кошки, ни собаки. Он может подержать цветок в руках, даже не взглянув на него.

Ночью спит урывками, завернувшись в махровую простыню с головой. Просыпается через каждый час, кричит, плачет, мечется, ничто ему не помогает. Новейшие успокаивающие препараты не действуют. Какая-то мощная недобрая энергия распирает маленькое существо, пока он не выплеснет ее, нет малышу покоя.

Иногда он забирается к кому-нибудь из присутствующих на колени, не глядя в глаза, прижимается спинкой к груди и затихает на мгновение. Тогда его можно осторожно приласкать, погладить головку, перебирать волосики. Он прижимается сильнее, кажется, что это ответ на ласку. Но это только кажется. Через какое-то мгновение он соскакивает с колен и опять закрывается в своей оболочке, уходит в безмолвное одиночество. Его поезд идет только в одном направлении.

Стереотип движений у детей, страдающих аутизмом, очень многогранен. Иногда они, пытаясь выразить что-то свое, издают рычащие звуки и прыгают обычно на мягкой мебели до полного изнеможения.

У таких детей может быть нарушен процесс приема пищи. Иногда они вообще отказываются от еды. Ребенок на протяжении многих лет может есть только черный хлеб. А может ложиться на пол рядом с собакой, жившей в доме, принимать ту же позу и есть из собачьей миски, беря пищу только ртом.

Удивительно, но примерно до полутора-двух лет такие дети растут совершенно нормальными, не вызывая никаких тревог ни у родителей, ни у врачей.

Из истории болезни Романа. Роды были нормальные. Семья обеспеченная. В полтора годика Роман говорил хорошо оформленными фразами, проявлял интерес к детским книжкам. Очень радовался игрушкам. Пел песенки, всех звал по именам, очень любил деда. И вот ночью с Романом случилась необъяснимая истерика. С того дня мальчика словно подменили.

Из истории болезни другого мальчика – трехлетнего Игорька. До одиннадцати месяцев мальчик развивался нормально: хорошо ходил, произносил звуки. В четырнадцать-восемнадцать месяцев начал произносить первые слова, знал родных по именам, радовался им. Проявлял интерес к одежде, играл с игрушками, общался с детьми. После одной из прививок, которые делают обычно детям в грудном возрасте, мальчик стал тихим, вялым. Долгое время у него держалась температура 37,2°С, никакие лекарства не помогали. Игорек все меньше и меньше говорил. Он совершенно перестал контактировать с другими детьми, казалось, что избегает родительского взгляда. Уходил в свой угол и нередко проявлял признаки сильного страха. А бывает, что ложится на спинку, поднимает вверх ручки и ножки, делает ими очень быстрые вращательные движения на одном месте, потом потряхивает, словно исполняет какой-то замысловатый танец. Лицо его при этом необыкновенно счастливое.

Детские терапевты рекомендуют никогда не допускать непосредственного столкновения ребенка с тем, что его отпугивает. Наберитесь терпения, не старайтесь смотреть ему в лицо, не заставляйте его силой. Если хотите, чтобы ребенок подошел к вам, то говорить надо, поворачиваясь в ту сторону, куда он должен подойти. Говорить надо мягко, ни к чему не обязывая.

Таким детям противопоказаны любые транквилизаторы, любые успокоительные средства химического происхождения. Авторитетные ученые и врачи советуют применять маточное молочко пчелы в дозах, соответствующих возрасту ребенка, подушечку, набитую шишками хмеля, хвойные ванны.

Заманиха высокая слывет в народе средством, излечивающим душевные заболевания. 10 г измельченных корневищ с корнями заманихи в сухом виде залейте 250 г 70-градусного спирта. Настаивайте 4 недели в посуде с герметически закрытой крышкой в темном месте. Детям, больным аутизмом, рекомендуется пить по 5 капель на 100 г воды 3-4 раза в день.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

девятнадцать − 14 =