О домашних заданиях и детских неврозах

Работа над ошибками для взрослых. Читайте, запоминайте, исправляйте.

Ошибка 1. Атмосфера как в школе

o-domashnih-zadaniyah-i-detskih-nevrozahМногие родители считают, что для выполнения домашнего задания важна строгая дисциплина, чтобы ребенок «не разболтался». Это неверно. Школьные занятия для детей — большой стресс. Даже если ребенок хорошо учится, все равно он находится в напряжении. Поэтому, выполняя уроки, ребенок должен встать и подвигаться, когда ему хочется. А мама должна выступать не в роли строгой учительницы, а в качестве друга, помощника и утешителя. Дома можно не знать, не уметь, не понимать, ошибаться — никто не поставит двойку, не сделает запись в дневнике. Именно в такой атмосфере ребенок без стеснения может потренироваться в том, что пока не получается.

Ошибка 2. Позанимаемся часок, потом отдохнем

Многие дети могут концентрировать внимание на учебных задачах в течение 10-15 минут, а затем отвлекаются, давая своей нервной системе время для восстановления. Если вы будете заставлять школьника продолжать занятия, он устанет еще больше и не усвоит материал. В школе нет возможности организовывать перерывы для каждого ученика, а дома вполне можно устроить индивидуальный режим обучения. Заметив признаки утомления (ребенок роняет карандаш или ручку; будучи неголодным, просит есть или пить; задает отвлеченные вопросы, берет в руки посторонние предметы), дайте ему отдохнуть, побегать, попрыгать 7-10 минут, затем снова приступайте к занятиям. Особенно это касается гиперактивных и слишком тревожных детей.

Ошибка 3. Не вместе, а вместо

Чтобы сэкономить время, некоторые родители выполняют домашнюю работу сами. Но ваша задача — направлять и помогать. Это намного сложнее, чем делать самому. Поэтому запаситесь выдержкой. Если школьник сделал ошибку при написании предложения, скажите: «Прочитай, пожалуйста, внимательно, что ты написал». Если при сложении
4 и 5 получил 8, спросите: «А сколько будет 4 и 4?» Получив ответ в новой задаче, ребенок наткнется на противоречие, которое и приведет его к выявлению ошибки. Отставьте на время занятий все дела и заботы. Не упрекайте школьника словами: «Я, пока с тобой вожусь, за это время уже столько бы сделала!», «Ну неужели нельзя это сделать правильно с первого раза?». Любому человеку нравится то, что у него получается. Даже маленький успех, отмеченный родительским одобрением, разжигает интерес к учебе.

Ошибка 4. Сделай больше, чем задано

«Дополнительно прочитай и этот текст, реши эти две задачи, тогда во время классной работы тебе буде легче», — к таким «хитростям» родители прибегают практически всегда. Выполняйте с ребенком только то, что задано! Не стоит перегружать его дополнительными заданиями. Помните: ребенок находится в школе 6-7 часов, а потом его «рабочий день» продолжается, когда он выполняет уроки дома. Для развития ребенка важны отдых, движение и общение. В противном случае учеба может опротиветь.

Ошибка 5. Стыд как стимул

«Нюни над тетрадкой распустил!», «Разве можно так неаккуратно писать!», «Будешь так отвечать в школе — дети засмеют!». Взрослые думают, что, пристыдив ребенка, они добьются всего, чего хотят. На самом деле такие высказывания рождают неуверенность и сомнение у детей. Исключите из своей речи такие слова. Накопилось раздражение? Выйдите из комнаты, сделайте глубокий вдох, посчитайте до 10, вернитесь и просто обнимите ребенка. Не забывайте, перед вами — ваш любимый ребенок, а учеба — всего лишь учеба.

Ошибка 6. Разноплановые задачи

«Выпрямись!», «Не дергай ногой!», «Не кусай губы!», «Пиши ровно!», «Думай быстрее! — такие команды-приказы приводят к прямо противоположному результату: ребенок тут же отвлекается, теряется, и ему трудно сосредоточиться. Представьте маленького ребенка, который делает первые шаги: если в этот момент вы его позовете, он упадет! Потому что центры, отвечающие за движение и речь, еще плохо согласованы. Они находятся в стадии развития. У школьника центры согласования в головном мозге продолжают дозревать, поэтому не ставьте перед ним несколько задач одновременно. Выделите пару главных (прочитать и разобраться с текстом, понять решение задачи, грамотно переписать упражнение и при этом держать осанку), а остальные оставьте на другое время.

Ошибка 7. Бесконечные переписывания

«Неаккуратно, переписывай снова», «Будешь переписывать, пока не станешь красиво писать!». Знакомо? Наверняка! Письмо — трудоемкое дело для школьника. Написание букв требует от ребенка непрерывного напряжения, поэтому количество переписываний не улучшает качества письма, напротив, вызывает утомление и отвращение к нему. Никогда не критикуйте качество почерка и не заставляйте заниматься бесконечной писаниной.

  • Чаще заглядывайте в школьную тетрадь и каждый раз находите красиво написанные буквы, строчки, страницы и хвалите ребенка за них.
  • Не заставляйте ребенка писать безотрывным письмом, если видите, что это ему сложно. Пусть после написания каждой буквы отрывает ручку от листа. Такой способ облегчит процесс письма.
  • Выработать красоту почерка помогают прописи. Положите кальку на страничку, и пусть ребенок обводит буквы.

Ошибка 8. Читай сам…

Дети, которые много читают, имеют меньше проблем в школе — это факт. «Прочитай заданный текст сама», «Читай условия задачи сам, ты же умеешь», — говорите вы. Ребенок старается читать громко, быстро, и на то, чтобы понимать смысл прочитанного, остается не так много сил. Наш вам совет: неважно, что перед вами, — текст для пересказа или задача. Сначала вы сами прочитайте заданный материал. Пусть ребенок послушает и только потом приступает к чтению сам. Для усвоения текста расставляйте смысловые акценты — так ребенку будет легче понять и запомнить текст.

А. И. Самсонова, детский психолог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

14 − 5 =