Дети дошкольного возраста практически не видят разницы между «быстро» и «медленно» и работают в том ритме, который для них естественен. Торопить и подгонять ребенка не только бесполезно — быстрее работать он не будет — но и вредно, потому что копуша станет еще медлительнее и неувереннее.
Просто в силу особенностей нервной системы у медлительных детей время между сигналом «делай» и до начала самого действия в 2,5–3 раза больше по сравнению с остальными. Окрик, раздражение и недовольство взрослых еще больше увеличивают этот разрыв, из-за чего создается впечатление, что ребенок назло тянет время. Это надо учитывать, когда дети садятся за уроки. Вы, проявляя родительское рвение, торопите: «Так, быстренько расскажи мне правило». Не дождавшись ответа, не дав ребенку времени на раскачку, обвиняете: «Опять не выучил». На самом деле ребенку не хватило времени!
Еще одна особенность медлительных детей — им трудно переключаться на что-то новое. Такие дети не поспевают за быстро меняющейся ситуацией, часто не понимая ее. Если вы объяснили ребенку математику, а потом вдруг заодно решили проверить, помнит ли он правило по русскому языку, то результаты вряд ли вас обрадуют. Ребенок просто-напросто не успеет переключиться.
Что делать?
* Когда ребенок уже научится писать, продолжайте подписывать ему тетрадки.
* Проводите дома с ребенком физические упражнения. При выполнении упражнений придерживайтесь определенной последовательности в темпе «медленно-быстро-медленно». Все упражнения заканчивайте в медленном темпе.
* Ни в коем случае не заставляйте ребенка выполнять задания или делать что-то на время.
* Занимаясь с ребенком выполнением домашнего задания, помните, что после
15 минут необходим перерыв.
* Дайте ребенку быть самим собой! Любите его таким, какой он есть: медлительным и вдумчивым.
А. П. Роговцева, психолог