Скоро в школу!

Кто-то в пять лет и десять месяцев готов стать первоклассником, а другому и в семь с половиной рановато за парту.

Найдите золотую середину

Такие «задержки» обычно приводят в ужас папу с мамой: «Как же так: ребенку уже семь, а он еще год проведет в саду? Да ни за что!» А потом мы удивляемся, почему смышленый ребенок плохо учится, не хочет идти в школу, часами корпит над уроками. Кстати, а что значит «хочет в школу»? Любой дошкольник от шести и старше на этот вопрос ответит положительно. Но представляет ли малыш, что ждет его после первого звонка? Ведь это не только красивая форма, новый портфель, яркие ручки-пеналы. Многие первоклашки не видят разницы между школьными уроками и занятиями в садике. Да и откуда им знать? Они ведь ни разу в школе не были. Вот вы и расскажите. А заодно выясните, действительно ли нужно закупать канцтовары или можно еще годик подождать. И учтите: от этого разговора будет зависеть, с каким настроением ребенок пойдет в школу.

Пытаясь заинтересовать детей учебой, идеализируя школьные будни, взрослые совершают большую ошибку. Ребенок ждет от школы каких-то невероятных чудес и глубоко разочаровывается, столк­нувшись с реальностью. Ра­зумеется, нельзя впадать и в другую крайность: настраивать малыша на монотонный и тяжкий труд — так дошкольник будет воспринимать учебу как каторгу. Надо найти золотую середину: говорите правду! Объясните, что в школе можно узнать много интересного, но там есть свои правила, там надо быть ответственным и серьезным. И понаблюдайте за детской реакцией: если ребенок действительно готов учиться, его это не испугает. Впрочем, понаблюдав за ребенком, ответьте себе и на такие вопросы: умеет ли он общаться со сверстниками, играть по правилам, способен ли пойти на компромисс? Может ли контролировать чувства и желания (сдержать слезы, пройти мимо детской площадки, когда вы торопитесь к врачу). К шести-семи годам ребенок уже не считает себя самым замечательным на свете, понимает, что какие-то вещи удаются ему лучше, другие — хуже, и не комплексует по этому поводу. «Я не умею плавать, зато отлично рисую». Если сын или дочка так говорят о своих способностях, значит, в школе они не пропадут. А вот заявления типа «Я ничего не умею!» или «У меня все получается лучше всех» должны вас насторожить.

Всякому овощу свое время

Шестилетняя малышка бегло читает, решает простые примеры и знает несколько детских стишков на английском. Она любознательна и легко усваивает новое, но родители не спешат записывать ее в школу. И правильно делают! Да, интеллектуально их дочка опережает сверстников, но ведь это не главное. Девочка обидчива, ранима, может расплакаться, если ей укажут на ошибку, вскочить посреди занятия. Какая уж тут школа? Тут очень важно не торопить события: пусть ребенок наиграется вдоволь. И не бойтесь, что пропадет интерес к учебе. Ведь в вашем распоряжении кружки, секции, занятия дома, на курсах и в детском саду. Через год-полтора ребенок «дозреет» для того, чтобы сесть за парту.

Тестик: не рановато ли?

Чтобы понять, готов ли ребенок к школе, задайте ему несколько вопросов. Пусть ответит «да» или «нет».

1. В школе я узнаю много интересного.

2. У меня появятся новые друзья.

3. Хорошо, что урок длится дольше, чем перемена.

4. Я буду стараться, чтобы хорошо учиться.

5. В школе намного интереснее, чем в детском саду.

6. Я мог бы пойти в школу еще в прошлом году.

Ставьте плюс за каждый положительный ответ. Если ребенок утвердительно ответил на 4-6 вопросов, вашему дошколенку пора становиться первоклассником. Если же отрицательных ответов больше половины, в школу ему еще рановато.

С. Н. Левина, детский психолог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

10 − 4 =