Ночное недержание мочи – это не болезнь, а скорее задержка в развитии. Все можно исправить, если сохранять невозмутимость и доброжелательность к ребенку.
К четырем годам уже 80% детей ночью остаются сухими (девочки обычно раньше, чем мальчики). В 5 лет – 87%, а в 6 – ночное недержание мочи сохраняется примерно у 10% детей. Прежде чем ребенок будет полностью контролировать свой мочевой пузырь, он должен научиться:
* чувствовать позыв к мочеиспусканию (примерно в 2 года);
* уметь сознательно выпускать мочу (в течение третьего года жизни);
* уметь задерживать мочу, чтобы дойти до туалета (лишь на четвертом году жизни). Оставаться сухим ночью для ребенка до 5 лет пока еще сложно.
Поэтому советуем проявлять терпение. Ругать или наказывать – совершенно неправильный метод. Дети и сами стыдятся своих мокрых штанишек.
Большую роль играет то, сколько ребенок пьет. При этом речь идет не об общем объеме жидкости, выпиваемой за день. Ребенку надо давать пить, если он этого хочет. А вот перед отходом ко сну – только понемногу.
Если этого окажется недостаточно, заведите «Календарь сухих трусиков». Он должен укрепить в ребенке уверенность в себе. После каждой «хорошей» ночи малыш может рисовать на листке календаря смеющееся солнце. Неудачные ночи в календаре не отмечаются. Чаще ободряйте ребенка, например, так: «Смотри, сколько у тебя солнышек!»
Перед отходом ко сну пусть малыш спокойно посидит в туалете, листая книжку с картинками, и полностью опорожнит мочевой пузырь.
Днем пусть тренирует пузырь: каждый раз, когда надо в туалет, немножко подождет и лишь потом идет.
На какой-то момент пусть сознательно прервет мочеиспускание – это позволяет обостреннее чувствовать сжимающие мышцы.
Разумеется, этому нельзя научиться за несколько дней. Иногда может понадобиться и повторный заход: несколько недель перерыв, и опять начать с календаря и упражнений.
Но тренировка мочевого пузыря может оказаться бесполезной, если ребенок испытывает психический стресс. Часто ночное недержание мочи, особенно у детей старшего возраста, является реакцией на проблемы в школе или семье. Тогда поможет только устранение причин стресса.
М. Н. Аралова, психолог