Чтобы комфортно было в школе

Что нужно делать родителям и учителям, чтобы детям было комфортно на школьных занятиях? Как помочь справиться с большим объемом учебных программ?

Какой предмет школьной программы самый важный?

Те, кто утверждает: «Все предметы важны», лукавят. Главный предмет в школе – это чтение. Не прочтение определенного количества слов в минуту, а осознанное чтение, когда ребенок понимает смысл прочитанного, сопереживает героям произведения, может рассуждать.

Хороший учитель – это…

Профессионал, понимающий, что школа – пространство, в котором право на ошибку тех, кто учится, узаконено. Человек, слышащий и слушающий детей, понимающий, что он учит не класс, а ребенка.

Чему должен научиться ребенок в школе прежде всего?

Учиться. Поскольку учиться придется всю оставшуюся жизнь, этот навык нужно прививать. В школе ребята учатся быть носителями тех ценностей, которые позволяют стать успешными в жизни.

Если ребенок не хочет учиться, кто виноват и что делать?

Во-первых, надо разобраться: не хочет учиться или не хочет посещать конкретную школу. Во-вторых, разобраться, не болеет ли он. Иной раз отвращение к учебе вызвано усталостью хрупкого и восприимчивого ребенка. В-третьих, если речь идет о младшем школьном возрасте, есть все основания для тревоги. Надо разобраться с тем, что происходит в школе, обратиться к психологу, попытаться склеить диалоги в формате: учитель – родитель – психолог.

Если школьник пребывает в подростковом возрасте: первая любовь, компании друзей, драки, период самоутверждения – это совсем другая история. Здесь великим подспорьем могут стать спорт, кружки, клубы, секции и т. д. Главное – разговаривать с ним. Опасны ситуации, когда школа давит требованиями «Учись!», родители заключают союз со школой и ставят в пример дедушку – медалиста или, что гораздо хуже, соседского Вову – отличника. И тогда вырабатывается устойчивое отвращение к школе, к учению в целом. И соблазняют неограниченными свободами улица, подъезд, курилка, звездные войны и прочие подростковые радости, сладостные своими запретами.

Будьте терпеливы, разговаривайте с ребенком. Он – ваша главная ценность, которую не измерить пятибалльной системой.

Кстати, жизнь показывает, что успешными в ней становятся не те, кто был в школе круглым отличником, а успешные троечники и люди, способные осознанно решать: зачем убиваться по химии, если ее можно списать. И быть при этом успешным в любимой математике. Если заклятый троечник хорошо читает и любит это делать, верьте в него.

Как помочь ребенку справиться с большим объемом домашних заданий?

Сначала советуйте выполнять те задания, которые не представляют особой трудности. Помочь избавиться от бессмысленных заданий, выполнив их за своего ребенка, например списывание из энциклопедий информации, которая должна лечь в основу реферата или доклада по географии, истории, музыке, биологии и пр. Можно привлечь школу к ответственности за превышение нормативного объема домашних заданий, за домашние задания на выходные и праздники, лишающие детей права на отдых.

Нужно ли родителям помогать ребенку делать домашние задания?

Конечно, кто же еще поможет? Давайте считать: в среднем ребенок 12–13 лет проводит в школе на уроках 32–36 часов в неделю, домашнее задание – еще 15 часов в неделю, дополнительные задания – 4–6 часов в неделю. И это при 40-часовой рабочей неделе для взрослых, которым не задают домашних заданий и организм которых сформирован, а психика снабжена крепкой иммунной системой.

Если между учеником и его учителем возник конфликт, что делать родителю?

У ребенка должен быть хотя бы один защитник. У хорошего учителя не бывает конфликтов с учениками.

И. И. Заволокин, заслуженный учитель России

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

4 + восемнадцать =