О домашних заданиях и детских неврозах

Работа над ошибками для взрослых. Читайте, запоминайте, исправляйте.

Ошибка 1. Атмосфера как в школе

o-domashnih-zadaniyah-i-detskih-nevrozahМногие родители считают, что для выполнения домашнего задания важна строгая дисциплина, чтобы ребенок «не разболтался». Это неверно. Школьные занятия для детей — большой стресс. Даже если ребенок хорошо учится, все равно он находится в напряжении. Поэтому, выполняя уроки, ребенок должен встать и подвигаться, когда ему хочется. А мама должна выступать не в роли строгой учительницы, а в качестве друга, помощника и утешителя. Дома можно не знать, не уметь, не понимать, ошибаться — никто не поставит двойку, не сделает запись в дневнике. Именно в такой атмосфере ребенок без стеснения может потренироваться в том, что пока не получается.

Ошибка 2. Позанимаемся часок, потом отдохнем

Многие дети могут концентрировать внимание на учебных задачах в течение 10-15 минут, а затем отвлекаются, давая своей нервной системе время для восстановления. Если вы будете заставлять школьника продолжать занятия, он устанет еще больше и не усвоит материал. В школе нет возможности организовывать перерывы для каждого ученика, а дома вполне можно устроить индивидуальный режим обучения. Заметив признаки утомления (ребенок роняет карандаш или ручку; будучи неголодным, просит есть или пить; задает отвлеченные вопросы, берет в руки посторонние предметы), дайте ему отдохнуть, побегать, попрыгать 7-10 минут, затем снова приступайте к занятиям. Особенно это касается гиперактивных и слишком тревожных детей.

Ошибка 3. Не вместе, а вместо

Чтобы сэкономить время, некоторые родители выполняют домашнюю работу сами. Но ваша задача — направлять и помогать. Это намного сложнее, чем делать самому. Поэтому запаситесь выдержкой. Если школьник сделал ошибку при написании предложения, скажите: «Прочитай, пожалуйста, внимательно, что ты написал». Если при сложении
4 и 5 получил 8, спросите: «А сколько будет 4 и 4?» Получив ответ в новой задаче, ребенок наткнется на противоречие, которое и приведет его к выявлению ошибки. Отставьте на время занятий все дела и заботы. Не упрекайте школьника словами: «Я, пока с тобой вожусь, за это время уже столько бы сделала!», «Ну неужели нельзя это сделать правильно с первого раза?». Любому человеку нравится то, что у него получается. Даже маленький успех, отмеченный родительским одобрением, разжигает интерес к учебе.

Ошибка 4. Сделай больше, чем задано

«Дополнительно прочитай и этот текст, реши эти две задачи, тогда во время классной работы тебе буде легче», — к таким «хитростям» родители прибегают практически всегда. Выполняйте с ребенком только то, что задано! Не стоит перегружать его дополнительными заданиями. Помните: ребенок находится в школе 6-7 часов, а потом его «рабочий день» продолжается, когда он выполняет уроки дома. Для развития ребенка важны отдых, движение и общение. В противном случае учеба может опротиветь.

Ошибка 5. Стыд как стимул

«Нюни над тетрадкой распустил!», «Разве можно так неаккуратно писать!», «Будешь так отвечать в школе — дети засмеют!». Взрослые думают, что, пристыдив ребенка, они добьются всего, чего хотят. На самом деле такие высказывания рождают неуверенность и сомнение у детей. Исключите из своей речи такие слова. Накопилось раздражение? Выйдите из комнаты, сделайте глубокий вдох, посчитайте до 10, вернитесь и просто обнимите ребенка. Не забывайте, перед вами — ваш любимый ребенок, а учеба — всего лишь учеба.

Ошибка 6. Разноплановые задачи

«Выпрямись!», «Не дергай ногой!», «Не кусай губы!», «Пиши ровно!», «Думай быстрее! — такие команды-приказы приводят к прямо противоположному результату: ребенок тут же отвлекается, теряется, и ему трудно сосредоточиться. Представьте маленького ребенка, который делает первые шаги: если в этот момент вы его позовете, он упадет! Потому что центры, отвечающие за движение и речь, еще плохо согласованы. Они находятся в стадии развития. У школьника центры согласования в головном мозге продолжают дозревать, поэтому не ставьте перед ним несколько задач одновременно. Выделите пару главных (прочитать и разобраться с текстом, понять решение задачи, грамотно переписать упражнение и при этом держать осанку), а остальные оставьте на другое время.

Ошибка 7. Бесконечные переписывания

«Неаккуратно, переписывай снова», «Будешь переписывать, пока не станешь красиво писать!». Знакомо? Наверняка! Письмо — трудоемкое дело для школьника. Написание букв требует от ребенка непрерывного напряжения, поэтому количество переписываний не улучшает качества письма, напротив, вызывает утомление и отвращение к нему. Никогда не критикуйте качество почерка и не заставляйте заниматься бесконечной писаниной.

  • Чаще заглядывайте в школьную тетрадь и каждый раз находите красиво написанные буквы, строчки, страницы и хвалите ребенка за них.
  • Не заставляйте ребенка писать безотрывным письмом, если видите, что это ему сложно. Пусть после написания каждой буквы отрывает ручку от листа. Такой способ облегчит процесс письма.
  • Выработать красоту почерка помогают прописи. Положите кальку на страничку, и пусть ребенок обводит буквы.

Ошибка 8. Читай сам…

Дети, которые много читают, имеют меньше проблем в школе — это факт. «Прочитай заданный текст сама», «Читай условия задачи сам, ты же умеешь», — говорите вы. Ребенок старается читать громко, быстро, и на то, чтобы понимать смысл прочитанного, остается не так много сил. Наш вам совет: неважно, что перед вами, — текст для пересказа или задача. Сначала вы сами прочитайте заданный материал. Пусть ребенок послушает и только потом приступает к чтению сам. Для усвоения текста расставляйте смысловые акценты — так ребенку будет легче понять и запомнить текст.

А. И. Самсонова, детский психолог

Предыдущая статья: Следующая статья:
На ту же тему
Поделитесь своим мнением
Для оформления сообщений Вы можете использовать следующие тэги:
<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>

Грибок достал…

Кожа на ступнях дико чешется и шелушится. Ноготь на большом пальце ноги пожелтел, начал утолщаться и — о, ужас!

Рак простаты

Каждый мужчина после 45–50 лет должен знать свою цифру ПСА. Если она больше 4,0, то нужно провести биопсию, потому что высок риск рака простаты.

Проверено на себе

Кожу очистили пиявкиХочу поделиться простым и эффективным способом лечения прыщей. Я долго не могла избавиться от них.

Полипы надо удалять

Врач обнаружил у меня полипы в матке, назначил чистку. Обязательно ли это делать?

Как уберечь сердце от боли?

Эту статью полезно прочитать не только тем, кто перенес инфаркт миокарда, но и людям, которые считают себя здоровыми.
Айболит. Здоровье. Медицина. Жизнь. © 2013-2017 ·   Войти Наверх